Четверг, 18.04.2024, 19:16
null

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2009 » Август » 27 » Разговор о молодежном миссионерстве
Разговор о молодежном миссионерстве
09:20
Проповедь Православия не знает простых решений. Каждый раз и с каждым человеком — все индивидуально. И в том, что люди сбиваются с пути, нет чьей-то единственной вины, ибо ошибки допускают все: и те, кто слушает, и те, кто проповедует. О том, как избежать этих ошибок, о том, какой могла бы быть миссия Церкви и о том, как меняется образ веры по мере вхождения в церковную жизнь, мы беседуем с миссионером, много лет работающим с молодежью, иеромонахом ДИМИТРИЕМ (Першиным).

Иеромонах Димитрий (Першин)
родился в 1974 году. Окончил факультет журналистики МГУ, философско-богословский факультет Российского Православного университета и Московскую Духовную академию. Обучался в очной аспирантуре на кафедре истории русской философии МГУ.
В 2001 году рукоположен в сан диакона, в 2008 году — в сан иеромонаха. Руководит информационно-издательским управлением Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата; директор центра библейско-патрологических исследований (программа поддержки молодых ученых Всероссийского православного молодежного движения); заместитель председателя Братства православных следопытов.
Автор более 200 журнальных статей по проблемам биоэтики, церковной истории и молодежной миссии. За годы служения посетил с лекциями и выступлениями более 20 епархий Русской Православной Церкви.


«В гости к Богу»: до и после

— Отец Димитрий, в наши дни Церковь ищет и находит все новые поводы для встречи с молодежью. Священники выступают на рок-концертах, молодежь все активнее участвует в православных молодежных организациях, растет число молодых людей, называющих себя православными. Но вот число тех, кто регулярно приходит в храм, воцерковляется… таких на порядок меньше. С чем это связано?
— Большинство ребят, которых смогли привлечь наши миссионеры, сделали пока лишь первый шаг. Они сделали выбор в пользу отрицания, поняли для себя, кем они точно не будут — ни сатанистами, ни фашистами, но до сих пор не знают, кем хотели бы стать.
Более того, они открыли для себя, что Церковь гораздо ближе к ним, чем им казалось. С одной стороны, здесь исповедуются и причащаются такие рок-музыканты, как Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов и Сергей Калугин, с другой — верующие, в том числе и священники, участвуют в жизни молодежных лагерей и волонтерских организаций.
Однако второй шаг гораздо сложнее, так как затрагивает уже не внешний антураж, а саму нашу внутреннюю суть, которую приходится перекраивать наново, отбрасывая негодные куски и вставляя, а точнее, взращивая новые ее измерения — измерения молитвы и любви. Но расставаться со «старой душой» непросто. С одной стороны, здесь свободная воля человека (он сам делает выбор), а с другой — тайна Промысла, подводящего его к спасению.
Как и кого Господь приводит в Церковь? В Евангелии от Иоанна мы видим, что даже проповедь лучшего Проповедника в истории мира могла не только не находить отклика, но и вызывать отторжение. Когда Иисус сказал, что воскресит тех, кто вкушает Его Тело и Кровь, многие ученики ушли от Него, недоумевая: какие странные слова! кто может это слушать! (Ин 6:60). Он же не только не стал по-толстовски «упрощать» Свою весть, но и спросил двенадцать оставшихся с Ним: не хотят ли отойти и они? Ко времени Крестных страданий всех верных Христу на земле оказалось лишь около ста двадцати человек; столько их собралось на первое после Вознесения собрание Его учеников (см. Деян 1:16), но именно они стали послами Церкви в миры иудейской, эллинской и персидской культуры и преобразили их.
Так что и нам не стоит рассчитывать на массовые обращения. Успех — это когда хотя бы один из сотен твоих слушателей вдруг расслышит стук в своем сердце и пригласит Гостя войти.

— Выходит, здесь ничего нельзя сделать? Нужно просто ждать, когда человек сам примет решение?
— Делать обязательно нужно, но вот что именно — это отдельный вопрос. Убедить, заставить, добиться… — эти интонации применимы к полемике, когда надо понудить оппонента расстаться с теми карикатурными взглядами на христианство, которыми он объясняет свои антипатии к нему. Но, с другой стороны, знаете, как два века назад называли миссионера в Астраханской губернии? Щунатель, то есть тот, кто «щунает»: уговаривает, увещевает, стыдит и упрекает. Так вот: нельзя сводить свидетельство к тому, чтобы только щунать и щунать.
При всех расхождениях во взглядах не менее важно просто быть рядом с человеком, который ждет от нас внимания, заботы и поддержки. И здесь надо быть готовым миссионерствовать так, как делал это владыка Антоний Сурожский, часами говоривший с людьми безо всякой надежды на то, чтобы хоть кто-то из них обратился.
Но сегодня именно в этом плане наша миссия особенно слаба. Переданный проповедниками на рок-концертах импульс почти никто не подхватывает внутри самой Церкви, и получается, что привлекать к храму людей мы научились, а вот помогать им переступать его порог — нет. Бывает, что молодые люди сталкиваются в приходах с равнодушием, а то и с неприятием…

— И не только неофиты... Есть ведь и другая молодежная проблема: дети из верующих семей, которые вырастают и бегут из «православного гетто».
— Это действительно проблема, и тут я бы посоветовал всем родителям почитать книгу Наталии Соколовой «Под кровом Всевышнего». Это очень светлая автобиографическая исповедальная книга, в которой тем не менее есть горькие страницы. Автор рассказывает о том, как ее родители, известные православные апологеты двадцатого века Николай Евграфович Пестов и его супруга, при всем своем благочестии, чуть было не отвадили свою дочь от Церкви. А через годы эту же проблему пришлось решать уже и ей самой, воспитывая пятерых детей, один из которых впоследствии стал епископом, двое других — священниками, а дочери создали замечательные христианские семьи. Нам крайне важен опыт не только удач, но и ошибок, осознанных вовремя, пока они не стали непоправимыми.

— Этих разных ошибок, наверное, и вправду много, но не кажется ли Вам, что их можно свести к некоей главной, системной ошибке? Поправьте, если это не так, но ведь у нас сегодня действительно серьезной проблемой становится то, что молодому человеку никто не помогает понять связь христианства с его собственной жизнью. Православие для него — это набор обрядов и запретов, а вовсе не знание о Боге и об общении с Ним.
— Я думаю, в этом главная причина многих наших проблем, из-за которой в прошлом веке развалилась Российская империя. Для значительной части людей, и прежде всего для молодежи, христианство превратилось в набор нравственных, поведенческих и даже административных правил, которые к тому же зачастую понимаются как фундамент государственности.
Но, по формулировке Канта, человек не может быть средством ни для каких благих целей. Он сам есть цель и смысл всего происходящего во вселенной. А при голом морализаторстве «от христианства» человек как раз вырождается в функцию, в бездумный механизм для воплощения правил в повседневность. Естественная реакция на это — протест и отказ следовать слишком правильным правилам.
Задолго до октябрьской катастрофы преподобный Серафим Саровский говорил в беседе с дворянином Мотовиловым о цели христианской жизни. Он отмечал, что многие, в том числе и лица духовного звания, уверены, будто эта цель — соблюдение заповедей, создание семьи, труд и тому подобное. Но это неверно: цель гораздо выше — это общение с Богом, стяжание Святого Духа. А заповеди и моральные нормы — лишь средства, очищающие сердце для этого общения.
Очень часто ключевое слово в нашем диалоге с молодежью — «нет». Нет — абортам. Нет — блуду. Нет — наркотикам. Нет — «развлекухе». Нет — бездумному карьеризму. Все это правильно, но получается, что мы только отбираем, но ничего не даем взамен. А ведь у многих и нет ничего больше в их жизни, а теперь и это отнимают… Не без подсказок из-за левого плеча Церковь предстает для них «великим отнимателем», и они инстинктивно шарахаются от нее.
На мой взгляд, начинать надо с другого — с радости. В той беседе со старцем Мотовилов все никак не мог понять, что на практике означает «стяжание Святого Духа». И тогда Преподобный помолился про себя, и Мотовилов увидел, что его лицо уподобилось солнцу: оно сияло светом предвечной Божественной славы, тем светом, который видели Апостолы, когда Господь преобразился перед ними на горе Фавор. Оказывается, и поныне эти дары Христос раздает Своим ученикам в ту меру, в какой они могут вместить, и по молитве преподобного Серафима Мотовилову была явлена эта предвечная слава.
Хорошо бы и нам, общаясь с молодежью, освоить те пасхальные интонации Саровского батюшки, который каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». Если эта радость коснется сердца нашего собеседника, ему станет понятно и все остальное: как надо стараться жить, чтобы эту радость сберечь и не растерять. В переводе с греческого Евангелие — это Благая Весть, и она — в этом, во встрече с Богом Креста и Воскресения, а не в правилах благочестивой и безупречной жизни как таковых.


Язык молитвы

— Вы говорите, что нужно поделиться с человеком самым сокровенным, помочь ему обрести Бога. Но можно ли сразу объяснить столь сложные вещи, раскрыть суть христианства человеку, только входящему в храм?
— Думаю, да. Христос просит Своих учеников: «идите и научите», а Бог не требует от нас невозможного. Но дело здесь не только в наших знаниях и церковной науке. Есть еще одно — самое важное.
По благословению митрополита Кирилла, нынешнего Предстоятеля нашей Церкви, в прошлом году мы провели несколько миссионерских встреч с русскими общинами на Кипре и оказались в гостях у архимандрита Симеона, который продолжает традиции греческого старчества. В его монастыре — богатейший выбор литературы, и не только духовной: есть, к примеру, весь Достоевский в греческом переводе. Мы спросили его: как проповедовать молодежи? Он не повел нас в библиотеку, не стал говорить о необходимости просвещать или становиться более понятными. Он сказал просто: «Для начала нам нужно самим стать настоящими», а потом преподнес нам подарок, который был продолжением его ответа: служебник с текстами Литургии, бутылка вина для ее совершения и большая богослужебная просфора.
Есть одна сфера духовной жизни, самая трудная, которой мы обязательно должны учиться сами и научить тех, кому мы проповедуем. Это сфера молитвы. В самом деле, можно привыкнуть к посту, к любой аскезе, можно быть сверхобразованным богословом, но, по мысли древних Отцов, за молитву, за то, чтобы непреткновенно общаться с Богом, нам придется сражаться до конца своих дней. На молитву лукавый ополчается больше всего, потому что в ней мы — с Богом.
Расслышит ли современная молодежь молитвенную тишину Православия? Во многом это зависит от нас. Благотворительность, образование, активность — все это хорошо, но как приложение к тому, что дают молитва и богослужение… А ценим ли мы сами эти дары?

— Многими это воспринимается как пустой ритуал, театральное действо...
— Но без молитвы Церковь — не Церковь. Изначально Литургия понималась как «общее служение» (в буквальном переводе с греческого) всех молящихся христиан, а не только священнослужителей. А если просто пластинку поставили, отстояли и ушли — христианство лишается всякого смысла. Это Таинство бесконечно выше любых эмоций, это даже не сопереживание, но именно со-причастие, приобщение всех верных Воскресшему и Воскрешающему нас.
Владыка Антоний, о котором мы уже говорили, рассказывал о том, как он служил Литургию на огромном пне в скаутском лагере для детей эмигрантов и сперва попробовал ее просто русифицировать, чтобы облегчить понимание, но это ничего не дало. Слова стали понятнее, но он не ощутил молитвенного внимания тех, кто их слышал и понимал. В следующий раз он попробовал разобрать с детьми то, что происходит во время Литургии, ее ход и символику. И все переменилось: в Литургии ему молитвенно сослужили (а не просто стояли) все, хотя она и шла на церковнославянском.

— Это, кстати, показывает, что механическая русификация богослужения — не панацея...
— Сама по себе русификация никоим образом не спасет положения. Здесь нельзя рубить с плеча, в приказном порядке. Богослужение прежде всего нужно — любить. И исходя из этой любви, из этого трепетного чувства святыни, стараться доносить смысл происходящего в храме до пришедших в него христиан.
У меня тоже был подобный опыт. В феврале этого года ко мне подошел один из наших ребят-следопытов и подарил фильм «Русская жертва» — про то, как 1 марта 2000 года в Чечне в неравном бою полегла шестая рота Псковской дивизии ВДВ. Полегла, но не пропустила наседавших боевиков, которых было в двадцать раз больше. Оставшиеся в живых десантники вызвали огонь на себя. Мы посмотрели фильм, и у нас возник вопрос: через неделю годовщина, но что мы можем сделать? Пообсуждать событие? Провести «пятиминутку ненависти» к «ненашенским»? Этого ли хотели бы от нас ребята, погибшие там? И ответ пришел сам собой — давайте за них помолимся! Один из ребят, совершенно, кстати, невоцерковленный, нашел в интернете имена погибших десантников, другие — чин панихиды, все это распечатали на всех. А потом мы собрались все вместе, человек сорок, и отслужили панихиду. Сами читали, пели, предварительно разобрав сложные места — и удивились тому, сколь поэтичен церковный чин молитвы за усопших.
Собственно, и мой путь в Церковь пролегал примерно так же. В далеком 1990-м в мою школу заглянул диакон Андрей Кураев. Это был выпускной класс, тем не менее, когда он предложил поехать на Рождество в Троице-Сергиеву Лавру, я не стал отказываться. Но службы в Лавре длинные, и я с другими ребятами стоял, переминаясь с ноги на ногу и мечтая том, чтобы все закончилось поскорее. У отца Андрея хватило терпения не раздражаться, а пояснять нам, что же все-таки и почему происходит в храме. Бабушки на него шикали, но он тихонько продолжал, хотя, наверное, и сам был бы не прочь не замечать наших вопросов, а молиться. Так вот: из тех ребят многие потом стали священниками.
Миссионеру приходится жертвовать своей репутацией и даже молитвой — чтобы помочь другим, но для этого первой надо пренебрегать, а вторую любить.


Церковное «одиночество»

— Мы начали с разговора о проповеди на рок-концертах, но ведь не вся молодежь ходит на рок-концерты…
— Большая часть слушает попсу.

— А еще есть и те, кто не слушает ни того ни другого. Это одиночки, которые приходят не на концерт и не на тусовку. Они сразу ищут Церковь, Бога. Что можно сделать для них, чтобы они не сбились с пути?
— Я считаю, что величайшая трагедия нашей Церкви сегодня состоит в том, что мы не готовы встретить этих людей, потому что сами мы, люди Церкви, не приучили себя к высокой культуре.
Мы не читаем книг, не читаем толстых журналов. Трехтысячный тираж просветительского журнала «Альфа и Омега» — это же катастрофа. Это значит, что мы не читаем даже своих церковных изданий, не то что Достоевского и Солженицына! И это означает, что молодые интеллектуалы-одиночки, те самые четыре процента, которые ведут человечество вперед, зачастую проходят мимо нас. Мы вновь теряем ту часть молодежи, которую мы уже один раз потеряли в XIX веке, когда вся она ушла в революцию.
Нам, людям Церкви, нужно воспитывать в себе культуру мысли, учиться на опыте других православных стран, к примеру, Греции, в храмах которой — богатейший выбор литературы любого уровня сложности.
Молодые мозги требуют инвестиций. Когда мы научимся переступать через сиюминутные прибыли, перестанем гоняться за дешевизной и начнем вкладывать в тех, кто всерьез настроен думать и вникать, тогда наши неприбыльные книжные полки обернутся людьми, готовыми служить Церкви, а это бесконечно важнее. Более того, очевидно, что в долгосрочной перспективе именно эти очкастые «знайки» будут определять интеллектуальный облик страны. А кому-то из них выпадет учить уже наших детей. Самое простое решение проблемы предмета «основы православной культуры» — привести к вере учителей, а уж об остальном они позаботятся сами.
Да, и в России всегда были и будут образованные священники, не чуждые книг. Но, увы, для многих вопрос образования, культуры мысли до сих пор на втором, если не на десятом плане…

— А лично Вы как священник и миссионер могли бы что-то сказать такому молодому человеку, желающему прийти в Церковь, но не знающему, что для этого нужно?
— Универсальных советов у меня нет. Наверное, самым правильным было бы поговорить с человеком лично. На какие-то вопросы можно найти ответы
в моем блоге в интернете, через него можно обратиться ко мне и напрямую.
Пожалуй, я могу предупредить о двух искушениях, которые подстерегают нас в вопросах веры. Нередко мы ожидаем от Церкви какой-то особой святости, боимся войти туда, опасаясь оказаться рядом со столпами благочестия. Но едва мы преодолеваем это смущение, как тот же лукавый дух подсовывает нам повод для разочарования: ах, у нас на глазах батюшка съел бутерброд с колбасой. Ну, все теперь понятно: они тут такие же грешники, как и я сам. Всё, и больше в храм ни ногой… Избегайте крайностей: первая и самая важная христианская добродетель — трезвость.
И еще: не отчаивайтесь! Помните историю из «Деяний Апостолов»? Там рассказывается о евнухе эфиопской царицы, который читал в дороге пророка Исайю и никак не мог понять, хотя очень старался. Бог не оставил его, но послал апостола Филиппа, который не только растолковал ему смысл пророчеств, но и крестил его там же. Мы не одни. Бог слышит наши вопросы и отвечает на них.


В любви и свободе

— А что, по-Вашему, должна сделать сегодня Церковь, чтобы ее работа с молодежью стала более эффективной?
— Прежде всего давно назрела необходимость создания каталога-справочника молодежного служения. В нем должно быть три категории: те организации, которые учреждены Церковью, такие как Всероссийское молодежное православной движение или Братство православных следопытов (БПС); те, что созданы как общественные организации, но позиционируют себя как православные (военно-патриотические клубы, скауты и так далее); и совершенно светские организации, с которыми тоже надо работать. По благословению председателя Синодального отдела по делам молодежи Архиепископа Костромского и Галичского Александра мы уже собираем информацию для такого издания.
К примеру, есть в Москве такая организация — «Круг». Уже много лет абсолютно далекие от Церкви ребята вместе помогают детскому дому. Им бы в ноги поклониться! А ведь соседние с детским домом приходы даже не догадываются об их существовании. Ну почему бы не пригласить ребят в гости, не предложить им пообщаться, попить чайку, наконец, поучиться у них? Мы призваны искать точки соприкосновения, поводы для помощи другим и общения с ними.
Весьма неожиданные и удачные миссионерские решения есть и во внутрицерковных организациях. Так, за прошедшие годы эффективность своей методики доказало БПС. На западе скаутской системой охвачено семь-восемь процентов детей, но среди политиков, предпринимателей и ученых до восьмидесяти процентов — бывшие скауты. Эти цифры говорят сами за себя. И то, что в православном следопытстве эта методика воцерковлена, дает нам еще одну возможность позаботиться о будущем.

— Но тут есть и свое искушение: увидев столь эффективный опыт, легко решить, что самый простой способ — загнать всех под один шаблон. Не получится ли так, что мы начнем создавать православный комсомол?
— А вот здесь уже более чем востребован опыт свободы, начатки которого мы также стараемся прививать в Братстве. Для меня слово «демократия» не является ругательным, напротив, именно такая форма организации жизни наиболее эффективна в наши дни. БПС объединяет самые разные организации из различных регионов, предлагая им не воспитательные и административные шаблоны, а взаимопомощь и ресурсы. У нас нет никакой единой политики, которая навязывается всем вокруг.
Более того, мы считаем одной из важнейших своих задач научить наших следопытов мыслить самостоятельно, делать выбор и принимать ответственность на себя. Христианская жизнь — это духовная брань, и каждый призван сражаться за свою внутреннюю свободу.
Вот такой «программный» уровень взаимодействия между Церковью и различными молодежными организациями я как раз считаю необходимым. Хотя бы потому, что если нашу православную молодежь решат для своих нужд «построить» светские чиновники, то у нас будет, что им противопоставить. Нам нужно участвовать в молодежной политике, но на своих условиях, добиваться, чтобы государство учитывало интересы нашей молодежи, вносить в календарь свои праздники и события. Иначе нашу молодежь попросту «подверстают» обеспечивать явку на мероприятиях, абсолютно ей чуждые. Такие случаи уже были. И проблема тут совсем не в чиновниках, а как раз в нашей готовности разменивать своих ребят на показуху.
Это делает из Церкви очередной «ресурс», в данном случае — молодежный. Но как известно, превращение Церкви в ведомство православного исповедания ничем хорошим для России не закончилось. Так что лучше демократия.

— Но раз уж речь зашла о государстве и обществе, то нельзя обойти молчанием тот факт, что сегодня в обществе наблюдается весьма неоднозначное отношение к общественно-политическим молодежным движениям, называющим себя православными. Может быть, стоит их игнорировать?
— Если их проигнорируют миссионеры, то их в любом случае не проигнорируют политики, и эта молодежь станет орудием в их руках. Поэтому, я думаю, следует помнить о том, что Бог талантливее любых недобросовестных политиков, и пойти навстречу всем этим молодежным движениям, положившись на Господа.
Мы обязательно должны работать со всеми, кто готов нас слушать, даже если это политические движения. Но нужно четко проводить границу: непосредственно в политике Церковь не участвует. Иначе нас будут воспринимать как политическую опцию, а наше свидетельство как агитацию.
Но вот чему мы могли бы поучиться у светских движений — это самостоятельности. Меня очень тревожит одна вещь. Последнее время у нас набирает силу потребительское отношение к Церкви. Причем как вне, так и внутри нее. Все уже привыкли, что Церковь организует концерты, посещает больницы, заглядывает в тюрьмы и проводит походы. А еще там Пасха и Рождество. Но мы как-то забываем, что Церковь — это и есть мы, все православные христиане. И даже те, кто уже давно посещает храм, участвует в приходских мероприятиях, все равно почему-то ждут, что действовать будет какая-то «другая Церковь» без их личного участия, что «батюшка все организует».
Тем самым мы привлекаем молодежь, но не загружаем ее. И это тоже проблема миссии. У нас всегда должен быть наготове список дел, в которых молодые люди могли бы раскрыть свои таланты и профессиональные навыки. Мне, к примеру, сейчас нужны специалисты-гуманитарии с хорошим английским, которые могли бы читать лекции в нашем Крутицком центре диаспоральной миссии для студентов из Китая и Малайзии. Нам нужны спортсмены, инструкторы и вожатые для летних лагерей…
Многие проекты вполне осуществимы, но не вместо молодежи, что непосильно для священника, а вместе с нею. Мы пока все еще просим денег у спонсоров и у государства вместо того, чтобы учиться зарабатывать их, в том числе получая профильные гранты на молодежную и социальную деятельность. А ведь в Европе, например, пятьдесят-восемьдесят процентов всей социальной сферы отдано католическим и протестантским организациям. И надо отдать должное, они работают очень хорошо.
Нам стоит у них поучиться. Пришло время становиться из просителей мощной общественной силой — не политической, а именно общественной, открытой, свободной и нравственно ориентированной, судить о которой будут по конкретным делам, а не по лозунгам. Не будем стесняться того, что мы пока еще многого не умеем. Начнем свой путь, а там посмотрим. Другого пути, кроме как к молодежи и вместе с ней, — у нас нет.
И не будем опускать руки. В отличие от героя мультика про Простоквашино, мы не свои собственные дети. У нас есть Отец, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16).
Проповедь делом

Порой лучший способ проповедовать и привлекать людей к Церкви — доказывать свою веру делами. Лучшим доказательством этого служит опыт волонтерских проектов, где верующие и неверующие работают вместе.
Проект «Старость в радость» родился случайно. После первого курса университета москвичка Елизавета Олескина проходила практику в Псковской области — собирала фольклор, и одним из объектов оказался дом престарелых.
— К сожалению, фольклора там собрать не удалось: мы слышали только то, как тяжело живется там бабушкам-дедушкам, как они одиноки. Мы садились и просто говорили с ними, а они причитали: ой, внучки наши приехали, — рассказывает Лиза.
Через какое-то время вокруг Елизаветы и ее подруг собралась группа единомышленников, которые стали ездить в далекие от столицы дома престарелых. В Москве, как обнаружили ребята, пожилые люди не так заброшены, как в областных учреждениях, где очень часто участники волонтерской группы — единственные гости...
— Приезжаем через три месяца после первого визита и слышим: «Мы вас помним! Вы у нас недавно были». Так мало надо сделать, чтобы получить так много признательности и благодарности в ответ...
Волонтерская группа не позиционирует себя как церковную или православную организацию.
— Лично мне кажется, что вера — личное дело каждого, — говорит Елизавета Олескина. — Может, я не права, но думаю, что каждый человек сам для себя выбирает, как он будет верить и что он будет делать, чтобы жить в согласии с собой. «Старость в радость» — это наше общее дело. Многие из подшефных дедушек-бабушек росли в военные годы, еще живы те, кто воевал. Многие из них до сих пор коммунисты. А если бабушки православные, то мы радуемся, ведь у нас есть православные ребята, которые поздравляют их с церковными праздниками, иконы привозят. Примерно половина волонтеров — неверующие или невоцерковленные люди. И если к нам придут ребята, которые скажут, что хотят ездить к бабушкам, то мы никогда не спросим, православные ли они, буддисты или мусульмане. Мотивация может быть у всех разная: кто-то решит, что это его служение; у кого-то бабушка недавно умерла и ему не хватает душевного общения. Как бы то ни было, человек все-таки взял и пришел к нам — и это главное. У нас нет вопроса «почему ты ездишь?» — мне кажется, это понятно и так: потому что бабушки ждут. Я не имею ничего против церковных молодежных объединений. Самое важное то, чтобы у них была какая-то цель, кроме как собраться и посмотреть друг на друга. Если они вместе делают что-то хорошее, это здорово, и возможно, в среде единомышленников работа у них лучше спорится.

Сайт группы «Старость в радость»


Проповедь молитвой
Если организация называет себя православной, это необходимо оправдывать. Ей недостаточно быть просто «тусовкой по интересам», недостаточно просто заниматься каким-то единым делом, ведь в конечном счете единство христиан всегда обеспечивалось их единением на Литургии*.
Молодежный клуб «Маронцы» начался с восстановления в Москве храма преподобного Марона Пустынника Сирийского. Восстанавливали его силами самих прихожан, сплотившихся в совместной работе, и священник Александр Марченков поставил себе целью сохранить связь, возникшую между людьми, ставшими настоящим приходом. В группе «Маронцы» — молодежь от четырнадцати до тридцати лет. Большинство — выпускники воскресной школы, но, как рассказал «Фоме» один из организаторов клуба Роман Мясников, сегодня сюда приходит все больше нецерковных людей, в основном студенты, узнавшие о клубе от друзей. И очень важно, что для всех здесь находится действительно важное дело.
— Девчонки сразу начинают работать в разных благотворительных программах — помогают детским домам. Парни издают журнал, создают спортивные проекты — да много всего! Потом уже они узнают, что есть еще хор, и начинают ходить туда. В литургической церковной жизни новички начинают участвовать по своей инициативе — просто приходит время для этого.
«Маронцы» уверены: чтобы клуб не превращался в тусовку, во главе угла всегда должна стоять молитва, все остальное — это рядом, около. Они изучают Писание, устраивают еженедельные спевки для членов клуба; отец Александр регулярно служит Литургию специально с участием молодежного хора. Один из главных принципов объединения — открытость.
— Мы не замыкаемся сами на себе. У каждого из нас есть друзья вне Церкви — одноклассники, однокурсники, причем они могут придерживаться любых взглядов: быть равнодушными к религии, сомневающимися или даже атеистами. Мы не пытаемся им ничего навязать, а просто рассказываем о своей вере. Кто-то после наших рассказов приходит к «Маронцам» и с удивлением обнаруживает, что мы — вовсе не мрачные юноши в черном и не запуганные девушки, замотанные в платки. Подобный карикатурный образ, кстати, уже в прошлом — такое действительно было в начале девяностых, когда Церковь была всем в диковинку. Но стереотипы о церковной молодежи остались до сих пор, и на нас лежит большая ответственность: хотим мы того или нет, но окружающие судят о Православии по нам, верующим. Мы должны быть очень требовательны к себе, а еще — открыты, терпимы и терпеливы. Если честно, я вообще не знаю причин, которые могли бы помешать православной молодежи общаться с внешним миром. Люди приходят в Церковь разными путями, и если наши нецерковные друзья придут благодаря нам — это будет самой большой наградой, — утверждает Роман.

Страница клуба «Маронцы»


Проповедь примером

Нередко храму требуется не столько привлекать к себе внимание молодежи, сколько более глубоко работать с теми, кто заходит сюда сам и по самым разным причинам. И как бы ни была велика роль различных молодежных организаций, основной груз ответственности ложится на плечи священника, и многое зависит от того, как он строит свои отношения с молодыми прихожанами.
Вечером после службы в храме святого Димитрия Солунского на Благуше священник Алексий Митюшин очень долго беседует с девушкой лет двадцати. В полумраке опустевшей церкви ее голос звучит громко, слов не разобрать, но видно, что она очень взволнована…
— Главное, чтобы зашедший сюда человек дошел до священника, — говорит отец Алексий. — Мы обязаны быть готовыми встретить любого, и встретить с любовью.
При храме есть курсы православной хозяйки, кружок бисероплетения и даже клуб исторической реконструкции и фехтования. Но самое основное — воскресная школа. Именно здесь говорят о главном, и особое место здесь занимает молодежная группа.
— Это не катехизаторские курсы, — объясняет отец Алексий. — Конечно, мы говорим об основах веры, но так же важно показать эту веру в действии, дать через нее ответы на вопросы повседневной жизни. И тут нужно знать, что волнует молодого человека, а это весьма сложно.
Молодежная группа храма святого Димитрия Солунского — одна из первых в Москве. Здесь гордятся тем, что выпускники «первой волны» остались в Церкви. Группа невелика, но отец Алексий считает, что это нестрашно. Отнюдь не каждому нужна от Церкви помощь именно в форме такой группы, все люди разные. Кому-то достаточно просто прийти в храм, побеседовать со священником, кто-то находит себя в других формах церковного служения. Но ради тех, кому нужна именно такая группа, она просто обязана существовать.
— У молодежи сегодня разные запросы, но вот что нужно в Церкви практически всем — так это священник, который мог бы стать другом, — считает отец Алексий. — Я очень рад, что для многих я смог стать таким другом, с которым можно поделиться сокровенным, спросить совета. Но все же священник должен оставаться примером, духовным ориентиром для прихожан. Мы все нуждаемся в этом. Для меня, молодого священника, примеры — наше священноначалие, а для людей некрещеных — наши прихожане-миряне. Не стоит забывать, что мы, христиане, проповедуем всей своей жизнью. И, по словам Апостола, став всем для всех, нельзя опуститься и потерять главное. Иначе что мы сможем дать другим?

Сайт храма святого Димитрия Солунского на Благуше, Москва
Автор: Алексей СОКОЛОВ
 

Просмотров: 80902 | Добавил: seminarist | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2171 2 3 ... 21 22 »
217 StephenLino  
0
Мобильная эротика и виртуальный секс - <a href=https://pornopda.xyz/virt/sexcard/32625-izuchenie-psihologicheskoj-dinamiki-seksualnogo-obschenija-po-telefonu-seks-po-telefonu-phone-sex-porn-i-nomera-sekstelephone.html>Секс Саранск телефон для вирта и работа моделью в колл-центре интима по телефону</a>, способствует развитию культуры сексуальных возможностей и автономии. Поощряя людей исследовать свои желания на собственных условиях, эти платформы помогают разрушить представление о том, что секс должен контролироваться или диктоваться внешними силами. Вместо этого они продвигают представление о сексуальности, основанное на согласии, удовольствии и взаимном уважении.
В мире, где сексуальность часто контролируется и ограничивается, мобильная эротика предлагает маяк надежды и возможностей. Это напоминание о том, что каждый заслуживает права свободно и без страха осуждения исследовать свои желания и получать удовольствие от жизни.
Номер телефона для знакомств и вирта, а также <b>Волгоград девушки секс телефоны : секс по телефону с МТС и Билайн <a href="tel:+78095056850">+7-809-505-6850</a>. Можно позвонить с мобильного и городского телефона, а также заказать обратный звонок быстрый секс на телефон </b> после оплаты картой девушка позвонит на ваш телефон.

Если вы ищете дополнительный источник удовольствия, который доступен в любое удобное для вас время, то секс по телефону именно то, что вам нужно. Вам больше не придется ограничиваться рамками обычной интимной жизни.
Мы гарантируем полную конфиденциальность и анонимность наших услуг <a href=https://pornopda.xyz/virt/sexcard/33867-16-veschej-o-kotoryh-vy-nikogda-by-ne-dogadalis-v-sekse-ch3.html>Номер телефона секс услуг</a>. Вы можете быть уверены, что ваша личная жизнь останется только вашей тайной.
В последние годы виртуальный секс и удовлетворение на расстоянии, переживает всплеск популярности, во многом благодаря достижениям в области технологий и изменению отношения к сексуальности. Поскольку смартфоны становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, все больше и больше людей обращаются к своим устройствам, чтобы исследовать свои желания и общаться с единомышленниками.
Одним из ключевых факторов роста спроса на <a href=https://pornopda.xyz/virt/sexcard/34051-pochemu-nam-tak-trudno-govorit-o-sekse-otvjaznyj-virtik-v-ochakovo-matveevskoe-dlja-ljubitelej-strastnyh-razgovorov-s-devochkami.html>Интимные встречи по Скайпу и Ватсапу в Можайском районе, позвони красивым девушкам вечерком</a>, является доступность цифрового контента. Всего несколькими нажатиями на телефоне вы получите доступ к огромному количеству чувственных изображений, видео и историй, адаптированных к вашим личным вкусам и предпочтениям. Эта простота доступа помогла демократизировать эротику, сделав ее более инклюзивной и доступной для людей любого происхождения и идентичности.
Самые горячие разговоры <b>сексом девочка бесплатно телефон </b> только у нас!

Кроме того, мобильная эротика - <a href=https://pornopda.xyz/pornofoto/molod-foto/34177-devochka-poziruet-v-plate-jerotika-molodoj-devushki-golyj-foto.html>Анжела, девушка с аппетитными бедрами</a>, предлагает уровень интерактивности и вовлеченности, с которым традиционные формы эротики просто не могут сравниться. Эти платформы — от захватывающих виртуальных впечатлений до функций чата в реальном времени — позволяют пользователям общаться с другими способами, которые кажутся интимными и личными.
Но с ростом популярности возникают новые проблемы и соображения. Поскольку развлечения на сайтах становятся все более популярными, для платформ важно уделять приоритетное внимание безопасности и конфиденциальности пользователей, внедряя надежные меры безопасности для защиты от преследований и злоупотреблений.
В целом, рост спроса на секс в виртуальной среде, представляет собой сейсмический сдвиг в том, как мы взаимодействуем с сексуальностью и желанием. Используя возможности технологий, эти платформы помогают создать более инклюзивный и свободный мир эротики для всех.

216 Jamesbax  
0
http://mysite.ru - http://mysite.ru

215 JacobHet  
0
Привет хотим представить вам партнерку по http://onebetbest.com/push.php - пуш монетизацииhttp://booksreading.ru - .
Всем кому интересен данный вид заработка можно перейти по http://onebetbest.com/push.php - ССЫЛКЕ(КЛИК) для регистрации.
============================================================================
Hi I want to introduce you to the affiliate program at http://onebetbest.com/push.php - push monetization
Anyone who is interested in this kind of earnings you can go to http://onebetbest.com/push.php - the LINK(CLICK) for registration.

214 StephaZerve  
0
Hi, we launched a new project. Divorced girls want sex! If interested come in http://bestgirls.iseekyou.today/?utm_source=5c167d5db0354&track=blowjob

213 Johnnib  
0
hair removal of round rock
hair removal miami

http://www.redstarbrampton.com/component/k2/itemlist/user/245302
hair removal omaha
x it hair removal
http://n1mobil.eu/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=user&id=145800
http://www.thermometro.gr/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=user&id=52074

hair removal york
hair removal sugaring
http://www.ourvims.com/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=user&id=733124
hair removal medication
s laser hair removal safe

212 ВалокБикин  
0
RE:Разговор о молодежном миссионерстве - 27 Августа 2009 - СЕМИНАРИСТ Валок КРН Мантурово

211 Amber@ovelm  
0
SUPER ONLINE SEX GAME!!! http://goo.gl/m9FJ1h

210 Flatsoft32l  
0
http://laweta-24h.pl/category/nowinki-motoryzacyjne
Looking for a used or new auto might be a tough procedure unless you know what you will be carrying out. By educating yourself about car store shopping before you decide to head to the dealership, you could make issues easier on your own. The following advice may help your next store shopping trip be pleasurable.

Usually take a mechanic alongside when shopping for a new car. Car merchants are well known for selling lemons and you may not wish to be their after that patient. Whenever you can not have a auto mechanic to think about vehicles together with you, a minimum of make certain you have him evaluate your final selection before buying it.

Know your limitations. Prior to starting buying for your forthcoming vehicle or vehicle, determine what you can afford to pay out, and adhere to it. Don't overlook to add desire for your computations. You can expect to spend around 20 % as a down payment at the same time, so be prepared.

Prior to going to a dealership, know what sort of car you would like. Analysis most of you possibilities prior to store shopping in order to determine what works well with your financial budget and loved ones needs. Do your homework to learn how much you ought to be paying for any probable auto.

Before signing any deal make time to go through every series, for example the fine print. When there is nearly anything shown that you simply do not comprehend, do not indicator till you purchase an response which you recognize. Unsavory salesmen are able to use a legal contract to place a lot of fees that have been not talked about.

When you retain the preceding advice in your mind next time which you go looking for a auto, you may be more prone to get a full bargain. Purchasing a automobile does not have to become a head ache. Simply use the ideas using this write-up and you can have the automobile you want at a very good selling price.

209 remesgos  
0
http://radikal.ru - http://s019.radikal.ru/i629/1702/2e/cd36fe605d00.jpg

В Воронеже, по адресу - переулок Отличников, дом 1Д, фирма "Гончарное ремесло" открыла новый магазин кафельной плитки под названием "Майолика". В нем в широком выборе предложена самая разная керамическая http://remeslovrn.ru/plitka-dlya-vannoy-komnaty - плитка для ванной комнаты и кухни. Теперь мы продаем всевозможную плитку не только с помощью интернета - теперь к нам можно приехать и собственными глазами посмотреть подбор керамической плитки - от самых простых до фешенебельных.
В ассортименте показаны восхитительные нынешние коллекции изготовителей плитки из Европы и Азии, которым не уступают и российские заводы. Прекрасное качество плитки, произведенной из отличной глины, обеспечивают новейшие технологии нынешнего производства, а дизайн - это продукт креативного полета мыслей талантливых людей.
Мягкие однотонные кафельные плитки сменяются настоящим буйством окрасок, керамическая плитка, купить какую есть возможность у нас, представлена самых разнообразных размеров - от миниатюрной мозаики до внушительных панно, настоящих картин и бордюров с с узорами цветов и геометрических фигур.
На стенах магазина зафиксированы, как листы большой книги, стенды с коллекциями - керамическая http://remeslovrn.ru/plitka-dlya-vannoy-komnaty - плитка для ванной комнаты показана у нас в огромном ассортименте. На каждом стенде зафиксированы все образцы всех коллекций, от базовых до разнообразных вставок, бордюров или декоров. А сверху - фото, на котором пример стиля санузла с использованием плитки из этой коллекции. Все очень наглядно: вы выбираете не просто плитку, а сам дизайн ванной, какой можно воплотить у себя дома.
Керамогранит
Керамический гранит - материал новый. Его научились изготавливать, достигнув титанических давлений при огромной температуре. Это тончайший и фантастически прочный материал, каким настилают полы и монтируют на фасады домов, делают облицовку фасадов. Не так давно это была невзрачная серая плитка для индустриальных цехов, то на сегодняшний день керамогранит купить можно, который имитирует не только природные породы гранита, но и дерево, металлические поверхности, ткань.
Выложенные керамогранитной плиткой полы в гостевой комнате смотрятся не хуже, чем роскошные ковры или паркеты из полированного дерева. Громадная, бывает размером 1х1 метра, плитка кажется такой тонкой и хрупкой, но она крепче натурального камня и будет служить вам многие десятилетия.
Дополнительные материалы
Выложить плитку или керамогранит идеально ровно поможет система выравнивания плитки, а предоставить доступ к скрывающимся за ней инженерными сетями помогут ревизионные люки-невидимки, какие вовсе невидны под покрывающей их кафельной плиткой.
Заходите remeslovrn.ru делайте выбор и приходите в наш магазин керамической плитки - тут есть все, что вам нужно!
С Уважением Команда "Гончарное Ремесло" магазина "Майолика" в Воронеже.

208 Michaelsmeax  
0
https://www.youtube.com/watch?v=ZMf1hddgD84 target="_blank" - https://www.youtube.com/watch?v=7gVY1dBBSX0

1-10 11-20 21-30 ... 201-210 211-217
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Где студент семинарии должен искать себе жену?
Всего ответов: 224
Друзья сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024